вторник

Главные персонажи повести Ася

Ася - характеристика литературного персонажа

АСЯ — героиня повести И.С.Тургенева «Ася» (1858). А.— один из самых поэтичных женских образов Тургенева. Героиня повести — открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Трагизм жизни А. в ее происхождении: она дочь крепостной крестьянки и помещика; этим во многом обусловлено ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя в обществе и т.п. После смерти отца девушка оказывается предоставленной самой себе, она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает. А. близка к другим женским образам в произведениях Тургенева, больше всего в ней сходства с Лизой Калитиной («Дворянское гнездо»). С ними ее роднит нравственная чистота, искренность, способность к сильным страстям, мечта о подвиге.

А. дана в повести через восприятие господина Н.Н., от лица которого ведется повествование. Н.Н. встречается с ней во время путешествия по Германии, где А. живет со своим братом, ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь. Сама А. впервые в своей жизни сталкивается с этим чувством, Н.Н. представляется ей необыкновенным человеком, настоящим героем. Любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь, но ее избранник оказывается безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее пылкие чувства. Решимость А. пугает его, и Н.Н. оставляет ее; первая любовь героини оказывается несчастной.

Подробный анализ повести представлен в статье Н.Г.Чернышевского «Русский человек на rendez-vous» (1858). В этой работе подробно описаны причины той ситуации, в которой оказалась А., когда ее благородная решимость поступиться общественными приличиями ради любви была отвергнута. Критик объясняет реакцию общества на поведение героини тем, что в нем приветствуется благородство на словах, поэтому к А. относятся благосклонно, пока она лишь говорит о своих убеждениях и не пытается осуществить их на деле. Н.Н. принадлежит к этой среде. Он один из «лишних людей», и трагедия А. в том, что она встретила именно такого человека.


Н. Н. - характеристика литературного персонажа

Н. Н. — герой-рассказчик повести. Воплощает черты нового для Тургенева литературного типа, пришедшего на смену «лишним людям». Прежде всего в «Асе» отсутствует обычный для тургеневских «лишних людей» конфликт с окружающим миром: герой повести изображается как человек благополучный, или, говоря его же собственными словами, «процветающий». В его психологии нет ничего болезненного, он внутренне уравновешен и по-своему гармоничен. Н. Н. легко и безраздельно отдается чувствам или мгновенным впечатлениям. Все это переживания простые и естественные. Едва ли не все, что чувствует герой, опосредовано эстетическим восприятием. Ася ассоциируется у него то с рафаэлевской Галатеей, то с пушкинской Татьяной, то с Доротеей из поэмы Гёте. Но насквозь эстетизиро-ванные переживания Н. Н. не перестают выглядеть естественными: Тургенев изображает естественность, гармонизированную культурой.

Характер героя особым образом сказывается в переживании любви: доверие к естественным движениям чувства переплетается со стремлением к душевному равновесию, с тяготением к эстетической завершенности переживаний. Самые возвышенные чувства он испытывает, когда остается наедине с самим собой или природой.

Встречи, общение с Асей все меняют; любовь становится напряженнее и противоречивее, увеличивается ее сила, но одновременно в ней что-то убывает и «понижается». Эта особенность переживаний героя по-своему способствует трагической развязке, и в момент последнего объяснения с Асей Н. Н. не может простодушно отдаться чувству, потому что оно уже искажено разглашением тайны. Позднее он не может сразу сказать Гагину о своей готовности жениться на Асе, потому что хочет пока сохранить неприкосновенным переполняющее его ощущение счастья. Все это имеет роковые последствия, которые потом уже оказывается невозможным исправить.

«Ася» — повесть-воспоминание, предполагающая «перепереживание» прошлого и поэтизацию его в памяти и воображении вспоминающего. Воссозданные таким образом события и переживания, какими бы они ни были, превращаются для Н. Н. в источник эстетического наслаждения. Неудачно прожитая жизнь становится ценностью, «потерянное время» — временем «найденным».

Комментариев нет:

Отправить комментарий